Перейти к основному содержанию

Примером урегулирования конфликта в Западной Сахаре может служить модель Восточного Тимора

Submitted on

Сан-Франциско (США), 10 декабря 2020 года, (SPS) - Профессор Американского университета в Сан-Франциско Стивен Зунес (Stephen Zunes) заявил, что модель Восточного Тимора может послужить примером в урегулировании конфликта в Западной Сахаре при условии, что международное сообщество будет соблюдать свои международно-правовые обязательства.
"Неспособность международного сообщества заставить Марокко соблюдать свои международно-правовые обязательства привела к кризису в Западной Сахаре, как это было в случае индонезийской оккупации Восточного Тимора", - сказал Зунес в анализе, опубликованном в американском журнале "Foreign Policy".
Другими словами, поддержка Марокко Советом Безопасности ООН позволила ему "уклониться от международно-правовых норм", сказал он.
Для Франции (бывшей марокканской колониальной державы наряду с Испанией) "поддержание тесных политических, стратегических и экономических связей с марокканской монархией превысило любое беспокойство по поводу международного права", - утверждает Зунес.
Академик, соавтор книги "Западная Сахара: война, национализм и разрешение конфликтов" Джейкоб Мунди (Jacob Mundy) утверждал, что "именно та же самая западная поддержка Индонезии препятствовала независимости Восточного Тимора в течение многих лет".
Как и Западная Сахара, захват Индонезии в 1975 году был признан особенно вопиющим, поскольку он был связан с жестоким вторжением и аннексией целой страны.
Но решение Индонезии не было встречено ни сопроводительной резолюцией, ни решительным предупреждением со стороны Совета Безопасности ООН, напоминает он.
Это привело к тому, что правозащитные организации, религиозные группы и широкий круг активистов в США, Великобритании и Австралии успешно лоббировали свои правительства, чтобы положить конец их поддержке оккупации.
В результате правительство Индонезии наконец-то выразило готовность провести референдум по вопросу о независимости. В 2000 году тиморцы проголосовали за самоопределение, и теперь страна свободна.
По мнению профессора, "аналогичные народные кампании могут понадобиться в Европе и Северной Америке, чтобы обеспечить соблюдение западными державами своих международно-правовых обязательств и оказать давление на Марокко, чтобы дать народу Западной Сахары право самостоятельно определять свою судьбу".
В этой связи Стивен Зонс подчеркивает, что "крайне важно, чтобы мировое сообщество осознало, что и для Западной Сахары, и для Марокко путь вперед - это соблюдение международного права, а не его игнорирование".
В этой связи он призывает свое правительство сотрудничать с Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, особенно в целях расширения мандата, с тем чтобы он включал в себя контроль за соблюдением прав человека.
Выразив некоторый оптимизм, профессор напомнил, что избранный президент США Джо Байден указал, что он нейтрален по отношению к Западной Сахаре.
Однако "нейтралитет является неуместной позицией в споре между жителями несамоуправляющейся территории, заявляющими о своем праве на самоопределение, и оккупирующей державой, отказывающей им в этом праве", - заявил он.
В ряде случаев он сослался на жестокие репрессии, предпринятые Марокко в отношении сахарских демонстрантов на оккупированных территориях Западной Сахары после нарушения режима прекращения огня после марокканской военной агрессии в Эль-Гергерате.  Стивен Зунес считает возвращение войны в Западную Сахару "трагедией", которой можно было бы избежать. (SPS)
090∕300∕TRA